Самообразование

СамообразованиеОбразование – не будет преувеличением сказать, что в этом слове люди разных эпох и времён видели не только знания, которые получает человек в школах, институтах, университетах и других учебных заведениях, но находили в нём радость, душевную отраду и даже смысл жизни.

Естественно, получение образования необходимо, ведь для этого и созданы образовательные учреждения и предусмотрены образовательные программы. Но можем ли мы ответить на вопрос о том, хватает ли нам той базы, которая содержится в среднем и даже высшем образовании, утвердительно?

Конечно, для многих людей этого может быть вполне достаточно – если им хватает диплома, какой-то работы (причём совсем необязательно работы по специальности), маломальского дохода, среднестатистической должности; если они довольствуются стандартной рабочей неделей, соцпакетом и кажущейся стабильностью. Однако есть и другая категория людей – это люди, стремящиеся к постоянному личностному и профессиональному развитию, самосовершенствованию и улучшению качества жизни, неустанному продвижению по карьере, повышению уровня доходов, достижению фантастических целей; люди, «прокачивающие» себя и свою жизнь, не знающие границ и пределов, отвергающие ограничения, рамки и стереотипы.

И может ли таким людям дать то, что им нужно, привычная образовательная система? Ответ очевиден – конечно же, нет. По этой причине они выбирают для себя более сложный, но более интересный путь в жизни – самообразование.

Самообразование – тенденция современности и будущего. Но даже сегодня найти достойный материал, в котором бы полноценно раскрывались все тонкости и «подводные камни» этого процесса, стоит немалых трудов, по причине чего гораздо чаще люди тратят сотни часов и миллиарды импульсов нейронов на то чтобы выработать хоть какую-то систему самостоятельного получения знаний, которая была бы эффективной и давала ощутимый результат. Это и навело нас на идею о создании тренинга по самообразованию. В результате у нас получился отличный материал, включающий в себя базовые аспекты самостоятельного образования, которым вы можете воспользоваться прямо сейчас.

Данный курс раскроет вам, в первую очередь, что вообще такое самообразование, каковы его основы, какими особенностями оно характеризуется и что в себя включает. Каждый урок самообразования раскрывает отдельную тему, благодаря чему вы сможете чётко уяснить для себя, какие существуют методы и средства самообразования, каковы его цели и задачи. Вы узнаете, как разрабатывается индивидуальный план самообразования, какие навыки для этого могут пригодиться, как достигается повышение личной эффективности, развитие творческих, личностных и профессиональных качеств. Также мы поговорим о том, какие существуют пути самообразования. А учитывая то, что самообучение и самообразование личности вообще всегда требуют и привлечения к деятельности сторонних материалов, мы рассмотрим и некоторые материалы по самообразованию, которые окажут вам существенную поддержку в работе.

Можем вас уверить, что после прохождения данного тренинга личностное, профессиональное, творческое и интеллектуальное самосовершенствование посредством своих собственных усилий вам будет гарантировано. Способствует этому также и то, что в тренинге даётся огромное количество практических упражнений, методов, советов и рекомендаций. Сам же тренинг будет полезен любому человеку, для которого важен личностный рост, от ученика или студента до менеджера, педагога и бизнесмена.

А если вы хотите разобраться в теме максимально подробно, записывайтесь на нашу программу «Лучшие техники самообразования».

Оглавление:

  • Что такое самообразование?
  • Самообразование на практике
  • Как этому научиться?
  • Уроки по самообразованию
  • Как проходить занятия?
  • Дополнительные материалы
  • Цитаты известных людей об образовании

Что такое самообразование?

Одним из признаков по-настоящему мыслящего и развивающегося человека, стремящегося к познанию себя, окружающего мира и его явлений, является тяга к получению новых знаний, навыков, опыта, расширению своих границ и кругозора. И если привести в пример традиционное образование, где есть преподаватель, и сравнить его с самостоятельным образованием, где такового нет, то второе будет значительно эффективнее, чем первое. Но здесь сам собой встаёт вопрос «А почему именно так?».

Дело в том, что знания, добытые человеком самостоятельно, навыки, которыми он овладел сам, опыт, который получил посредством своих действий, успехов и ошибок – всё это бесценно и интегрируется в его личность – становится частью его натуры. Абсолютно всё, чего человек смог добиться сам, намного лучше запечатлевается в его памяти, а также трансформирует его личность и переносит теоретические знания в практическую плоскость.

Самообразование – это такая форма индивидуальной деятельности человека, которая мотивирована его собственными профессиональными и личностными интересами и потребностями и направлена на приобретение необходимого багажа знаний, навыков и умений и их усовершенствование, а также на развитие и усовершенствование им качеств своей личности. Самообразование является неотъемлемой частью жизни и деятельности развивающегося человека.

Основной особенностью самообразования является отсутствие образовательного учреждения и обучающего человека, абсолютная свобода действий самообучающегося при выборе предмета изучения, источников и методов.

Даже если вы отправляетесь на курсы повышения квалификации или записываетесь на какой-то тренинг, это ещё (или уже) не самообразование, ведь обучаясь самостоятельно, вы исключительно сами выбираете ту область, которой хотите овладеть, а после так же самостоятельно создаёте план обучения и следуете ему так, как вам заблагорассудится.

Основной и главной мотивирующей силой в процессе самообразования является не какой-то внешний фактор, причина или воздействие, а только внутренняя потребность человека – именно благодаря этому самообразование является таким эффективным.

Уникальность полученных при помощи такого способа знаний состоит, в первую очередь, в том, что человек полностью пропускает их через себя и делает частью своей жизни. Предметом же здесь может выступать всё, что угодно, например, психология человека, иностранные языки, улучшение памяти, скорочтение, ораторское искусство, логическое мышление и многое другое, вплоть до составления сканвордов и игре на скрипке.

С точки зрения психологии результативность самообразования объяснить очень и очень просто: то, что человек получает самостоятельно, не важно, знания это, деньги, слава, успех или материальные объекты, он ценит намного больше, нежели то, что было получено им без каких бы то ни было усилий. По этой же причине полученные самостоятельно знания и умения хочется как можно скорее реализовать и применить, и тренинг наш, собственно говоря, на это и рассчитан.

Самообразование на практике

Как мы понимаем, если вы уже читаете вводный урок к тренингу по самообразованию, значит, у вас есть необходимость в получении знаний путём самостоятельных исследований. Соответственно, и вопрос «С чего начинать?» у вас наверняка имеется.

По большому счёту, практические рекомендации на тему самостоятельного обучения – это в полном смысле – рекомендации, т.к. программа занятий, их форма, последовательность и т.д. – это ваше личное дело. Однако перед началом вы, непременно, должны поставить перед собой цель – для чего вы всем этим занимаетесь? В противном случае ваши усилия могут оказаться тщетными.

Целью самообразования может быть:

  • Обеспечение непрерывности и системности своей деятельности по овладению новыми знаниями и навыками
  • Максимальный учёт своих индивидуальных особенностей и познавательных потребностей в процессе обучения
  • Решение поставленных задач в удобное время, без ущерба остальной деятельности

В практике повседневной жизни идея профессионального и личностного роста вне самообразования просто не может быть осуществима. По мнению социологов, вместе с развитием личности деятельность перерастает в самодеятельность, развитие становится саморазвитием, а образование – самообразованием. И самообразование в этом контексте следует трактовать как собственную активность человека, направленную на раскрытие и обогащение своих потребностей личностного, профессионального, творческого и духовного характера, а также на максимальное и всестороннее раскрытие своего потенциала.

Основными характеристиками самообразования являются самостоятельность, непрерывность, дисциплинированность, целеустремлённость, нацеленность на результат. К тому же, самообразование является процессом, который длится не какой-то конкретный период времени, а всю жизнь человека, если он проявляет живой интерес ко всему, что есть вне его, и что происходит внутри него. Иначе личностный рост и развитие становятся намного сложнее или прекращаются вовсе.

Если вы овладеете навыками самостоятельного обучения и будете применять их систематически и регулярно, чтобы закрепить, вы сможете стать не только более образованным, эрудированным и информированным человеком, но и более сильной личностью вообще, благодаря чему сможете дать фору и интеллектуалам, и людям, имеющим по два, а то и по три высших образования. Но главное – вы будете в состоянии самореализоваться, достигнуть своих целей и претворить в жизнь самые смелые планы и замыслы.

Не будет лишним подметить также и то, что любое ваше действие, направленное на получение новых знаний, освоение новых навыков, получение интересующей информации уже является самообразованием. Заметьте: услышав разговор на интересную тему между незнакомыми людьми, вы приходите домой и ищете то, что вас заинтересовало, в Интернете; не справляясь с какими-то функциями на работе, вы обращаетесь к Уставу или описанию должностных обязанностей и т.д. Но такое самообразование является «местечковым», несистематизированным и малоэффективным. Если же вы глубоко заинтересованы в том, как сделать его качественным и продуктивным, у вас есть отличная возможность сделать это уже сегодня. И не сомневайтесь – вы можете это сделать, ведь здесь, как и везде в жизни, всё в ваших руках.

Как этому научиться?

Нет никакого сомнения в том, что кто-то обладает тягой к знаниям уже с малых лет – рассматривает энциклопедии и атласы, разгадывает кроссворды, много читает и смотрит познавательные передачи. Таким людям систематизировать процесс самообразования несколько легче, чем тем, у кого «хромает» самодисциплина, кому приходится совершать над собой усилие, чтобы взяться за книгу или конспект, в ком преобладает тяга к приятному времяпрепровождению, а не к работе над собой и движению по пути развития. Но это ещё не значит, что первые лучше вторых, а вторым путь к успеху «заказан», ведь человек способен на огромные достижения, особенно, если он сильно чего-то хочет. Вы вполне в состоянии овладеть секретами самообразования, независимо от того, каковы черты вашего характера, насколько сильна ваша воля и т.п., причём без чьей-либо активной помощи и поддержки – сами и своими усилиями, на что, к слову заметить, и рассчитан данный тренинг.

В процессе овладения материалом вы столкнётесь с двумя составляющими – теоретической и практической.

Теоретическая составляющая будет представлена базой знаний, которые требуют осмысления и усвоения на уровне ума.

Практическая составляющая будет представлена упражнениями, методиками, техниками и рекомендациями, которые требуют применения на уровне практики – в обычной каждодневной жизни.

Исходя из этого, мы хотим оградить вас от совершения той ошибки, которую нередко делают люди, изучая какие-либо ценные материалы. Эта ошибка заключается в том, что абсолютно вся информация остаётся лишь информацией и не находит себе применения, хотя должна быть использована по назначению. Отчасти это вина составителей и авторов, т.к. они преподносят знания так, что их сложно перевести в практическую плоскость, а отчасти тех, кто эти знания впитывает, т.к. они либо не понимают как, либо просто не желают приступать к действиям.

С ориентировкой на это и создан наш тренинг «Самообразование». Его целью является не беспрерывный поток теоретической информации или сложных для понимания и применения приёмов, а понятное объяснение того, как выстраивать процесс самостоятельного образования, и доходчиво изложенные методики для применения. Ко всему прочему, всё это подаётся именно таким образом, чтобы читатель не потерял мотивацию, а, напротив, сохранял желание изучать материал и скорее использовать его.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Уроки по самообразованию

Проведя собственное исследование в рамках данной темы, определив наиболее и наименее важные её составляющие, а также произведя адаптацию изученного и найденного под применение на практике, мы разработали комплекс уроков по самообразованию.

Каждый из уроков посвящён отдельной теме, касающейся самообразования. В них разобраны основные составляющие этого процесса, которые вам будет нужно изучить, и, естественно, как уже было не раз нами сказано, приведено множество практических элементов – именно на них сделан главный уклон.

Урок 1. Учебная мотивация

Учебная мотивация

Для того чтобы обучение было эффективным, да и вообще имело место в жизни человека, он всегда должен иметь желание обучаться, т.е. быть мотивированным. Несмотря на то, что самообразование уже подразумевает наличие мотивации, это ещё не является гарантом того, что она всегда будет. В дополнение к этому, раз уж мы говорим именно о САМОобразовании, то и о мотивации нужно говорить, как о САМОмотивации, а это означает, что нужно уметь мотивировать себя самостоятельно.

В первом уроке будет затронут, в первую очередь, самоанализ как диагностика человеком своих истинных стремлений, желаний и поступков – это нужно для того чтобы понять, как «заряжать» себя на действия. Вы узнаете о том, как связаны между собой самоанализ и учебная мотивация, как проводить самоанализ и ставить цели при самообучении, познакомитесь с несколькими эффективными методиками на тему мотивации себя и других.

Урок 2. Поиск информации и выбор источников

Поиск информации и выбор источников

Практически все виды деятельности подразумевают под собой поиск информации. Если же говорить о самообразовании, то этот вопрос является одним из основных. То, насколько грамотно вы научитесь подбирать источники данных для своей работы, оказывает прямое воздействие на её качество и результат. Но важно знать и то, как именно ищется информация, ведь простое кликание по ссылкам и серьёзный поиск того, что нужно узнать – это совершенно разные вещи.

Во втором уроке вы познакомитесь с понятием информационного поиска, узнаете о том, какие существуют источники информации и как научиться выбирать из них самые достоверные. Будет затронута тема позитивизма – учения о методах и процедурах научной деятельности и рассмотрены принципы отбора информации. Отдельный материал урока посвящён правилам поиска данных в Интернете и некоторым способам работы с информацией (конспектам, ментальным картам, блок-схемам и другим).

Урок 3. Построение плана обучения. Необходимые компетенции

Построение плана обучения. Необходимые компетенции

Точно так же, как самообразование невозможно без мотивации, невозможно оно и без умения грамотно его планировать. Чёткий план позволяет не только поставить цель, но и наметить шаги по её достижению, сделав этот процесс размеренным, удобным и очень эффективным. Однако и планирование – дело не из простых и требует изучения.

Третий урок посвящён планированию в обучении: мы расскажем о том, почему это важно и как создаётся план обучения (какие имеет этапы и в чём заключается задача каждого из них). Кроме того, мы представим план обучения, который вы сможете взять себе на вооружение, и поговорим на тему того, допускается ли отклонение от плана и в каких случаях. Последняя часть урока посвящена теме гибкости в обучении и тем компетенциям, которыми нужно обладать человеку, занимающемуся самообразованием.

Урок 4. Самоорганизация

Самоорганизация

Вопрос самоорганизации не менее важен, чем все остальные, а зачастую даже более них – от умения человека организовывать самого себя зависит то, будет ли его обучение успешным, сможет ли он успевать делать то, что запланировал, не будет ли его обучение в ущерб другим делам, а другие дела – в ущерб обучению. Во многом самоорганизация зависит и от самодисциплины.

В четвёртом уроке вы найдёте ответы на все вопросы, касающиеся самоорганизации и самодисциплины: вы узнаете о том, какие привычки являются полезными для самообразования, а какие – нет, как избавиться от непродуктивных привычек и как привить продуктивные, как можно научиться дисциплинировать себя и что для этого нужно. Особое внимание будет уделено стилям самоорганизации, некоторым основам тайм-менеджмента и развитию усидчивости. Поговорим мы и о зоне комфорта, и об открытости новому.

Урок 5. Приёмы и методы эффективного самостоятельного обучения

Приёмы и методы эффективного самостоятельного обучения

Без знания того, каким образом можно обучаться самостоятельно, любые другие знания на эту тему останутся лишь «багажом». Но если вы будете понимать, что именно вы можете использовать для того чтобы обучаться самостоятельно, эффективность и значимость всего изученного ранее многократно возрастёт, а в комплексе – создаст эффект синергии, благодаря чему ваше самообразование станет для вас лучшим университетом.

Пятый – заключительный урок можно назвать, пожалуй, самым главным, т.к. он раскрывает саму технику самообразования. В уроке будут рассмотрены три основных метода самостоятельного обучения – конспектирование, мнемотехники и майндмэппинг (составление ментальных карт) со всеми их особенностями и тонкостями. В качестве дополнения мы представим отличные примеры и упражнения.

Как проходить занятия?

Те знания, которые доступны вам из нашего тренинга, максимально адаптированы под практическое применение, и могут быть использованы любым человеком. Но мы всегда делаем акцент на том, что в любом тренинге, как и в любом деле, основополагающим является переход от получения информации и размышлений о ней к практике. Да вы и сами прекрасно понимаете, что можно перечитать тысячу учебников, статей и умных книг, можно пройти десятки тренингов, но так и остаться на том же месте, если всё вновь узнанное и почерпнутое не будет использовано на деле – в жизни.

Так как проходить тренинг?

Освоение каждого из уроков может быть распределено вами на несколько периодов. Вы можете, например, создать для себя такой график: изучаете один урок в течение трёх дней: 1 день – чтение материала, 2 день – осмысление прочитанного, 3 день – практика того, что узнали. Затем один день отдыха и затем изучение нового урока. Получается, что вы сможете изучить два урока за неделю и весь курс примерно за три недели, т.к. дни отдыха и занятий будут смещаться вперёд.

Всегда держите в памяти, что уроки нужно не просто штудировать, а внимательно изучать, чтобы понять смысл написанного. А те упражнения и методики, которые станут вам доступны, важно делать частью своей каждодневной жизни, чтобы они закрепились. Единичный успех – это ещё не показатель. Показателем является систематический успех.

С течением времени ваша жизнь уже будет невозможна без самообразования – тяга к познанию чего-либо нового будет постоянно трансформироваться в действия, а учитывая то, что вы уже будете научены опытом, изучать любой заинтересовавший вас предмет будет просто и увлекательно.

Дополнительные материалы

Несмотря на все наши усилия найти в Интернете хоть какой-то интересный полноценный материал на тему самообразования, чего-либо чётко структурированного и способного в полной мере раскрыть интересующую нас тему, мы, к сожалению, не нашли. Однако несколько достойных внимания материалов всё же попалось в наши цепкие руки.

Обычно в конце каждого тренинга мы предлагаем дополнительный материал, в котором рассказываем о каких-то книгах, экспериментах, явлениях или теориях, но в этом тренинге мы решили немного отойти от традиционной для нас схемы. Поэтому и предлагаем вам несколько дополнительных материалов уже здесь – в конце вводного урока:

  • Интересное видео от Джеффа Кауфмана – выдающегося менеджера и специалиста в области самообразования. Видео очень подходит нашей тематике – называется оно «Как выучить что угодно за 20 часов», а посмотреть его можно здесь.
  • Аудиокнига «Искусство управлять своим временем» от крупнейшего специалиста в области финансов Бодо Шефера – послушать можно по этой ссылке.
  • Книга «Развитие силы воли» от автора маршмеллоу-теста Уолтера Мишела.
  • Книга «Майндсайт» от доктора медицинских наук Дэниела Сигела.
  • Книга «Как читать книги» от специалиста в области логического мышления Сергея Иннокентьевича Поварнина.
  • Книга «Будь лучшей версией себя» от знаменитого бизнес-стратега Дэна Вальдшмидта.

Мы, конечно же, не могли не указать и несколько статей, которые уже имеются на страницах 4brain:

Все эти материалы станут отличным подспорьем в вашей практике самообразования.

Цитаты известных людей об образовании

И вместо заключения: на тему образования и самообразования в жизни человека на протяжении истории высказывались многие выдающиеся личности и знаменитости. Возможно, ознакомившись с ними, вы ещё раз убедитесь, что пошли верной дорогой, а сами приведённые ниже цитаты подзадорят вас и добавят мотивации:

Великое искусство научиться многому — это браться сразу за немногое.

Джон Локк - цитата об образовании
Джон Локк

Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим.

Сократ - цитата об образовании
Сократ

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Дени Дидро - цитата об образовании
Дени Дидро

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования.

Николай Рубакин - цитата об образовании
Николай Рубакин

Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало.

Мишель Монтень - цитата об образовании
Мишель Монтень

Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда.

Эзоп - цитата об образовании
Эзоп

Каждый человек получает два воспитания: одно дают ему родители, передавая свой жизненный опыт, другое, более важное, он получает сам.

Эрнст Тельман - цитата об образовании
Эрнст Тельман

Образование не есть только школьное дело. Школа дает лишь ключи к этому образованию. Внешкольное образование есть вся жизнь! Всю жизнь должен человек себя образовывать.

Анатолий Луначарский - цитата об образовании
Анатолий Луначарский

Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходу из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого.

Дмитрий Писарев - цитата об образовании
Дмитрий Писарев

Учёба в школах и университетах – это не образование, а только способ получить образование.

Ральф Уолдо Эмерсон - цитата об образовании
Ральф Уолдо Эмерсон

А теперь предлагаем приступить к занятиям.

Желаем вам успеха в освоении навыка!

Самообразование – сделай себя сам

Самообразование – сделай себя сам

Фото: indicator.ru

Если человек занимается самообразованием в любой области, то ему добиться желаемого результата гораздо легче, чем тому, кто получает традиционное образование в вузе.

  • Что такое самообразование
  • Кому необходимо самостоятельно обучаться
  • Какое значение имеет самообразование
  • Что дает человеку самообразование
  • Самообразование в интернете: как выбрать удачный курс в онлайн-формате
  • Что должно включать в себя самообразование педагога?
  • Заключение

Раз уж человек принял решение самообразовываться, раз он начал делать шаги на пути к получению знаний, то это означает его большую заинтересованность и желание изучить что-то глубоко и досконально.

Студенты, получающие образование даже в самых престижных учебных заведениях, не всегда осознанно выбирают профессию. Может ли кто-нибудь в семнадцать лет гореть желанием стать экономистом и получать от профессии удовольствие? Зачастую, будущий вуз для ребенка выбирают его родители, не успев еще купить коляску.

Спросите абитуриентов экономических факультетов об этой профессии, о том, что конкретно он будет делать после получения диплома? Девять из десяти не смогут дать вам развернутого и увлекательного рассказа о своей профессии.

Есть вероятность, что опытный бухгалтер, «кайфующий» от удачного сведения дебета и кредита, от игры с налоговой инспекцией, способен передать свою увлеченность по наследству. Но это случается не слишком часто. Студенты традиционной формы обучения либо мало знают о будущей профессии. Конечно, встречаются счастливые исключения, когда обучаются молодые люди осознанно и с удовольствием от получения знаний, а не только от общения с друзьями по группе.

Что такое самообразование

Самообразование – это умение находить информацию, которая тебе нужна, умение работать в том темпе, в котором тебе нужно и удобно, по мнению Александра Никитина. Данный способ образования перекладывает всю ответственность с педагога/спикера, чья задача донести до человека информацию, на самого себя. Человек должен быть заинтересован в конкретной теме, он должен быть готов изучать ее дальше. В первую очередь – это желание заниматься собой, совершенствоваться, и работать для себя. Умные люди, информация в интернете, в книгах, по ТВ – это ресурс, которым каждый имеет права воспользоваться.

Когда ты самообразовываешься, ты самодисциплинируешься, так как ты учишься и получаешь знания только для себя, в целом, как и в любом деле, человек делает всё для себя в свое удовольствие.

Также самообразование даёт человеку широкий спектр получаемой информации, если только он готов эту информацию принять и обработать, тем самым человек становится профессионалом в конкретной области.

Кому необходимо самостоятельно обучаться

К самообразованию приходят те, кто понял, что ему необходимо освоить то же бухгалтерское дело либо те, кто хочет зарабатывать видеосъемкой, например, будущий видеооператор настойчиво изучает, на какую технику стоит потратить имеющие средства.

Он в совершенстве узнает сравнительные характеристики разных моделей видеокамер и вполне может работать продавцом-консультантом в этой сфере. Параллельно обладателю видеокамеры нужно освоить программы для видеомонтажа, правила монтажа видео. Так как без отличного знания компьютера видеооператору не обойтись, то ему вольно или невольно приходится учиться обслуживать свой компьютер, так как постоянно ожидать мастеров – значит тратить время, которое нужно для выполнения заказов. Обслуживание компьютера стоит недешево, значит это еще один фактор в пользу самостоятельного изучения компьютера.

Когда человек занимается самообразованием, он начинает изучать что-то одно, но постепенно понимает, что есть смежные области. Натыкаясь при изучении предмета своего интереса на непонятные вещи, он старается восполнить пробелы.

Самообразованию нет предела. Одно знание вытекает из другого. По-настоящему образованным человеком может считаться только тот, кто постоянно самообразовывается.

Закончивший МГУ по праву может считаться образованным, но прекратив узнавать новое и возвращаться к уже изученному, он может через несколько лет деградировать.

Качественное самообразование под силу только увлеченным и дисциплинированным людям. Самодисциплина при увлеченности не так страшна, как обучение без желания. Сама привлекательность предмета изучения подталкивает человека к регулярному познанию. Самообразование свойственно человеческой натуре, ведь даже малыш стремится к живому и постоянному познанию мира.

Какой результат ожидает человек от своего самообразования? Любители истории часто изучают огромное количество материала ради удовольствия, не думая о материальной выгоде. Напротив, зарабатывая на основной работе деньги, они вкладывают их в покупку новых книг, каких-то раритетов. Возможно, однажды коллекция историка-любителя станет такой обширной, что он создаст свой музей. Либо будет продавать свои сокровища на аукционах. Некоторые ограничиваются тем, что самообразование в области истории – это хобби.

Знание истории, умение рассказать об исторических событиях делает такого человека интересным собеседником, вызывает восхищение окружающих. Это также результат самообразования.

Какое значение имеет самообразование

Например, в школе задачей преподавателя является не только донести какую-нибудь информацию до учеников, студентов, но и увлечь их этим вопросом или темой, которую преподаватель старается передать слушателям, чтобы в дальнейшем ученики, студенты смогли бы долго думать, искать самостоятельно дополнительные источники информации в интернете, в книгах, обсуждать со знакомыми. Иными словами, самообразование помогает больше углубляться в изучаемую тему, говорит Александр Никитин.

Помимо очевидной пользы для профессионального и личного развития, самообразование (то есть, самостоятельное обучение, образование вне стен учебных заведений) оказывает позитивный эффект на мозг и интеллект человека, поясняет Татьяна Смирнова. Обучение и изучение новой информации на нейрональном уровне — это формирование новых связей между клетками головного мозга. Как правило, самообразование связано с более высоким уровнем мотивации, а также с какой-то темой, в которую человек хочет больше углубиться. И мотивация, и привязка новых знаний к старым — важнейшие факторы, влияющие на формирование таких связей. Обилие новой интересной информации оказывает благотворное влияние на нервную деятельность и даже служит профилактикой нейродегенеративных заболеваний.

Что дает человеку самообразование

Комментирует Наталья Венерова, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры “Перспектива”.

  • Во-первых, сейчас на кадровом рынке действует концепция lifelong learning – непрерывное образование в течение всей жизни. Это помогает остаться востребованным, перемещаясь в рамках одной профессии в смежные специальности или наращивая свою экспертность. Кроме получения новых навыков и компетенций, самообразование упорядочивает уже имеющийся опыт. А для работодателя наличие сертификатов о прохождении профильных курсов свидетельствует о серьезности кандидата, его желании быть в потоке своей профессии. И это может сыграть решающую роль в переговорах о зарплате.
  • Во-вторых, дополнительное образование – способ развить не только свою карьеру, но и сознание в целом, выйти на новый уровень развития, сгенерировать новые идеи.
  • В-третьих, достоинство образования, правда, работающее только для групповых занятий – общение с единомышленниками. У лекторов, однокурсников можно найти свежие мысли, спросить совета, обменяться опытом. Вы невольно попадаете в орбиту увлеченных, активных людей. Развитие деловых связей – важный и полезный бонус образования.

Самообразование в интернете: как выбрать удачный курс в онлайн-формате

Самообразование всегда имело огромное значение для успеха в каком-либо деле. Ведь мир стремительно меняется, и того, что было актуально вчера, сегодня уже недостаточно, комментирует методист TutorOnline, эксперт в области онлайн-образования Ирина Корольченко.

В начале второго десятилетия XXI века у людей вне зависимости от места жительства есть равные возможности для саморазвития, благодаря онлайн-курсам, вебинарам, лекциям и огромному количеству других образовательных форматов. Сегодня можно получить свидетельство о прохождении курсов и даже диплом иностранного университета, буквально не вставая с дивана.

С одной стороны, такая доступность, конечно, дает много возможностей, но есть у онлайн-образования и существенные недостатки. Во-первых, нужна сильная мотивация, и, к сожалению, держать нужный темп без контроля со стороны удается не всем. А во-вторых, оно предлагает довольно скудную практическую часть обучения. Не говоря уже о том, что легко попасться на некачественные, но хорошо разрекламированные курсы. Кроме того, очень легко распылить внимание сразу на множество интересных, на первых взгляд, тем и направлений, и в итоге не довести до конца ни один начатый курс.

Чтобы не разочароваться в обучении онлайн, следуйте несложным правилам:

  • Не доверяйте тем, кто обещает супер-результат, особенно в сложных сферах, в сжатые сроки.
  • Выбирайте курсы от проверенных источников. Никогда не будет лишним «погуглить» имена лекторов и экспертов. Отдавайте предпочтение признанным специалистам.
  • Не распыляйтесь. Одновременно записываться на несколько курсов, которые кажутся вам важными, – не лучшая идея. Вряд ли вы сумеете уделить достаточно внимания и сил каждому из них. Определите для себя приоритеты и будьте последовательны.

Мы подготовили для вас подборку удобных и качественных проектов для онлайн-образования с возможностью бесплатного обучения.

  • международный проект, который сотрудничает с ведущими вузами мира по любым направлениям. У слушателей есть не только возможность бесплатного доступа к важной информации на разных языках, но и перспектива получить свидетельство, подтверждающее прохождение курса.
  • располагает самым большим видеоархивом лекций на русском языке и образовательными курсами по всевозможным направлениям. А еще дает возможность участвовать в научных конференциях и создавать собственные курсы, если вам есть что сказать!

«Мы стремимся обеспечить бесплатное образование мирового класса для всех и каждого», – заявляют создатели образовательного проекта . Они предусмотрели даже индивидуальный темп для каждого ученика.

дает возможность получить знания от преподавателей ведущих российских университетов онлайн. Обучение построено по принципу модулей с проверочными текстами.

  • еще один отличный русскоязычный ресурс для саморазвития. Содержит большое количество курсов, лекций и мастер-классов на любой вкус и интерес.
  • потрясающий проект для тех, кто считает себя гуманитарием и гордиться этим. Эксперты увлекательно и содержательно рассказывают о литературе, искусстве, истории и других гуманитарных науках, то есть о самом интересном в мире.

TutorOnline с бесплатными видеоуроками и вебинарами по самым важным предметам школьной программы. С помощью наших видеоуроков можно готовиться к ОГЭ и ЕГЭ, можно просто освежить знания по предмету. Будет интересно и взрослым, плохо помнящим школьную программу.

Развивайтесь и совершенствуйтесь друзья!

Что должно включать в себя самообразование педагога?

В настоящее время скучные однотипные лекции редко кого смогут заинтересовать и только интерактив позволяет дополнить сплошную текстовую лекцию и разнообразить так, чтобы вовлеченность школьников, студентов смогла бы возрасти и чтобы любая информация подаваемая в таком разрезе смогла остаться в головах у слушателей не на время лекции, занятия, но и на тот период, когда слушатели смогут это обсуждать и копаться в этой информации дальше самостоятельно.

Педагог должен разбираться в современных тенденциях молодежи, следовать вместе с ними и совершенствоваться в познании новых технологий передачи информации, говорит Александр Никитин.

Заключение

Самообразование поначалу может быть бессистемным. Тот, кто начинает заниматься добыванием знаний самостоятельно, не всегда делает это эффективно, зачастую «изобретает велосипед». В институте же лекторы на блюдечке преподносят студентам систематизированный материал. Беда в том, что молодые люди не всегда могут оценить то, что им читает лектор.

На получение той же информации тому, кто самостоятельно изучает данную тему, придется потратить гораздо больше времени. С другой стороны, информация, усвоенная с желанием, запоминается надолго или навсегда. У большинства студентов огромная часть услышанного или даже записанного материала выветривается из головы сразу по окончании экзамена или зачета.

Чтобы добиться хорошего результата в самообразовании, нужно совсем немного. Нужно найти то, что вам очень интересно и нужно знать.

Пример: Эдвард Радзинский всю жизнь занимается самообразованием, узнает новые исторические факты и преподносит их слушателям в своей неповторимой манере. Его самообразование и талант сделали его звездой телевидения и эстрады, с которой он произносит свои потрясающие по воздействию монологи. Эдвард Радзинский закончил Московский историко-архитектурный институт. Кого еще мы знаем из выпускников этого учебного заведения? Личные достижения этого выдающегося человека стали возможны благодаря самообразованию. Результат его самообразования можно назвать блестящим.

https://4brain.ru/samoobrazovanie/
https://promdevelop.ru/rabota/samoobrazovanie/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *